← Timeline
Avatar placeholder
Doctor

В предыдущем посте было несколько упоминаний, на которых я хотел бы остановиться подробнее.

- Нисе Бэлцер.
(Из Википедии)
Нисн Спива́к, более известный как Ни́се Бе́лцер (из Бельц - город в Молдове, не путать с Бэлз; в разные периоды жизни был известен также как Ны́се Ке́шенэвер, т.е. из Кишинёва и Ны́се Барди́чевер, т.е. из Бердичева; 1824, Новая Мышь, Новогрудский уезд, Минская губерния — 1906, Садгора, Австро-Венгерская империя) — еврейский кантор и композитор литургической музыки, один из наиболее известных канторов своего времени.

Нисн Спивак родился в местечке Новая Мышь (в еврейской традиции «Муш», ныне деревня в Барановичском районе Брестской области Белоруссии). C детских лет был певчим у кантора Залмена Зингера в Умани, затем пел в Теленештах (Бессарабия). После обучения получил место канторa в другом бессарабском городке Бельцы (отсюда прозвище на идише Бэлцер — из Бельц).

Приобрёл известность в качестве кантора в Кишинёве. В 1877 году получил позицию кантора в Бердичеве, которую занимал до конца жизни, а в Кишинёве место Белцера занял его ученик, другой известный кантор Пине (Пинхус) Минковский (1859—1924). Умер при дворе Садигурер Ребе в 1906 году.

В работе немецко-израильского музыковеда Петера Эммануэля Градневица (нем., 1910—2001) «Музыка Израиля» (The Music of Israel, 1949 и 1996) утверждалось, что колонист Шмуэл Коэн (1870—1940) положил гимн Израиля «Атикву» на музыку одной из синагогальных композиций кантора Нисн Белцера, которая, в свою очередь, базировалась на молдавской народной песне "Carul cu boi".

- Старая синагога Бричан.
Старая синагога (Линат ХаЦедек) была основана в 1826 году и торжественно открыта одним из праведных раввинов того поколения, Адмором Рабби Ицхак-Меиром. К сожалению, это почти всё, что о ней известно...
*Я решил выяснить, кто этот Адмор Рабби Ицхак-Меир. Наиболее известным, подходящим по времени, был Р. Ицхак-Меир Альтер, первый Ребе Гур, но я не нашёл никаких упоминаний, что он когда-либо покидал Польшу и тем более посещал Бессарабию. Чуть позже я нашёл Адмора, который с большой степенью вероятности был тем, кто торжественно открывал Старую синагогу Бричан - Р. Ицхак-Меир Гешель, первый Зинковер Ребе.
(Отрывок из статьи "Еврейский Зиньков", сайт http://myshtetl.org). Р. Ицхак-Меир Гешель (1775—1855), сын знаменитого Аптер-ребе Р. Авраама Иошуа Гешеля, избрал Зиньков своей резиденцией. С переездом сюда р. Ицхака-Меира в 1825 г. местечко превратилось в один из самых притягательных хасидских центров в Подолии. Духовный руководитель сотен, если не тысяч хасидов, р. Ицхак-Меир стал основателем династии зиньковских цадиков. «Его жизнь являла собой цепь добрых дел» — говорили о нём современники.

- Р. Иегуда-Лейб Борщевский (Отрывок из воспоминания Якова А.).
Борщевский, назначенный властями, около 25 лет служил в нашем городе раввином. Хотя само его положение не понравилось людям, потому что оно было навязано им и не выбрано ими, Борщевскому удалось завоевать сердца всех групп и классов общины.

Он был маскилом, но также поглотил большую часть света иудаизма; он был наполнен национальным духом и поддерживал сионизм. Неудивительно, что и маскилим, и сионисты считали его одним из них. Они даже считали его образцом идеального маскила и внимательно слушали его слова.

Харедим уважали его за широкое знание Торы и за теплое отношение к еврейским ценностям и традициям. Массы восхищались им за его приятную манеру общения с публикой и с каждым из них, за внимание к проблемам каждого человека, за его талант решать проблемы, а также выступать посредником как в частных, так и в общественных спорах. Он проявлял большой интерес к общественным делам, и его влияние ощущалось в значительной степени, многие вопросы решались в соответствии с его мнением. Это было обусловлено не только его служебным положением, но и его личностными качествами и авторитарностью.

Он с честью выполнял свои обязанности также в отношениях с должностными лицами местных и центральных органов власти и с гордостью и мудростью представлял свою общину.

- Раввины Бричан (Воспоминание Хаима Мильмана).
Первым раввином, о котором я услышал от многих пожилых евреев, был Реб Борухл, благословенной памяти. Помимо того, что он был знатоком Торы, он также был очень хорошо знаком с мирскими вопросами. По этой причине его часто призывали быть арбитром в очень больших и серьёзных спорах. Даже не-евреи полагались на его судебное решение и принимали его. Поскольку он был бездетным, перед смертью он привел на свое место родственника из Николаева, Реба Ицикла. Реб Ицикл был очень резким, но он был с нами только короткое время, и на его место пришёл Реб Даниэль Финкенсон, который приобрел репутацию благодаря своему интеллекту и утончённому взаимодействию с людьми. После смерти Реба Даниэля, место раввина занял его зять, Реб Довид Копливацкий из Капрешт. Он был с нами лишь ненадолго, потому что после смерти отца вернулся в Капрешты и там стал Равом.

- Реб Юделе (Рабинович) был редким интеллектуалом и великим ученым. О нем можно сказать, что он существовал только для Торы и Б-жественного служения. Он учил Тору и днём и ночью. Он также был очень религиозен и почти полностью удален от мирских дел. Когда умер Реб Юделе, его место занял сын, Реб Шолом Рабинович,, который в то время был Равом в бессарабском местечке Леово. Многое он унаследовал от отца в знаниях, и тоже был великим ученым.
(Отрывок из воспоминания Якова Акермана).
...я помню смерть Давида Рабиновича, сына Реба Шалома. Когда он покинул город, он взял с собой два тяжелых мешка, полных священных книг, и ни при каких обстоятельствах не хотел оставлять их на дороге. Кроме того, несмотря на сильную жару, он был одет в два-три пальто. Таким образом, он нес тяжелый груз из последних оставшихся сил. Он умолял помочь ему нести мешки, но никто не слушал его, потому что каждый был загружен своими вещами. Ему удалось перейти мост через Днестр, но на расстоянии нескольких сотен метров от него, на подъеме к селу Козлов, он упал и умер. Его могилу выкопали в том месте, где он упал...
*Несмотря на очень распространённую фамилию, возможно Реб Юделе Рабинович является родственником Р. Гедалии Аарона Рабиновича из Соколовки.
(Отрывок из главы "Хасидизм в царской России: исторические и социальные аспекты" книги "История еврейского народа в России" под редакцией Ильи Лурье).
В отдельных случаях были действительно выпущены постановления об изгнании цадиков. Так, например, в 1867 г. был издано распоряжение о высылке Гедалии Аарона Рабиновича из Соколовки (Ильинецкая династия), который отказывался подписать обязательство о невыезде. Цадик упредил удар и по собственному почину бежал в Румынию.

- Реб Янкеле (Штайнхойз) имел репутацию гения. О нём говорили, что он знал весь Талмуд и комментарии наизусть. Кроме того, он был очень известен своей праведностью, и народ слагал о нём легенды. После смерти Реба Янкеле его внук, Реб Хершеле, занял его место. Реб Хершеле был ученый высокого уровня и глубокий мыслитель, хорошо знавший еврейские философские труды Средневековья, но также изучал книги Хаскалы и книги новой ивритской литературы. После его смерти место осталось пустым. Никто из его сыновей не хотел занимать место раввина. Тогда мы пригласили на пост раввина Реба Ицикла Биха из Могилев-Подольского. Реб Ицикл был известен во всем регионе своей учёностью и мудростью. Кроме того, он был утончённым человеком с современными взглядами, а также посвятил себя общественной работе. Вскоре он покинул наш город, потому что его пригласили соотечественники в США.

После долгих поисков раввинское кресло в Бричанах занял Рав Яков-Шимшон Эфрати, который быстро стал любимцем, благодаря своему скромному поведению и заботе об общественных вопросах. Он также был активен в сионистской работе и основал в нашем городе организацию "Мизрахи".

- Р. Яков-Шимшон Эфрати (Отрывок из воспоминания Шломо Вайсберга).
Его назначение раввином нашего города было спорным. Сионисты и многие из состоятельных людей поддержали кандидатуру раввина Штернберга из Думбрэвен, раввина и известного сионистского активиста в Бессарабии, который согласился занять эту должность после того, как раввин Ицхак Бих уехал в Соединенные Штаты. Мясники и другие рабочие неизменно поддерживали кандидатуру молодого раввина Шимшона Эфрати, зятя раввина Гутмана из Ясс, внука известного раввина Р. (Yozipel?) из Бердичева; писатель Шолом-Алейхем посвятил в его честь специальный рассказ. Последняя группа превалировала.

Когда раввин Эфрати занял эту должность, и мы познакомились с ним, произошло удивительное изменение в отношении, и через некоторое время все жители города поддержали его.

Ему во многом удалось завоевать любовь всех слоев еврейского общества. К ним относятся его эрудиция и широкие знания, его интерпретации Торы, о которой он часто читал лекции, его современные взгляды и речи о текущих событиях, таких как различные еврейские и сионистские вопросы. Кроме того, его общественная деятельность, вовлечённость в общение с людьми, а также умная и интересная беседа вызывали у людей большую любовь. Эта любовь была должным образом выражена в приобретении для него квартиры в центре города. Тем не менее, его экономическое положение было тяжелым, и он часто жаловался мне на низкую зарплату, которая позволяла ему получать только хлеб и воду - состояние, похожее на состояние всех раввинов в маленьких городах того времени.

Во время Холокоста и депортации мы вместе отправились в Козлов, который находится за Днестром, и там нас разлучили, потому что его вели в другом направлении. Свидетели рассказывали, что румыны жестоко издевались над ним, больше. чем над кем-либо другим, жестоко пытая и избивая, пока его чистая душа не покинула тело. Его жена и сыновья также были убиты...

👍1
To react or comment  View in Web Client